Составление и заключение протокола об административных правонарушениях

Сегодня мы предлагаем разобраться в теме: "Составление и заключение протокола об административных правонарушениях". Мы постарались собрать воедино всю имеющуюся информацию и предоставить в понятном для не специалистов виде. Любые вопросы можно задать нашему консультанту.

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

2. Методические рекомендации определяют единые требования к реализации должностными лицами органов местного самоуправления Ипатовского муниципального района полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (далее – Закон)

3. Перечень должностных лиц органов местного самоуправления Ипатовского муниципальных районов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», определяется муниципальным правовым актом.

4. В соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в Положения о структурных подразделениях и должностные регламенты муниципальных служащих, указанных в Перечне, вносятся соответствующие изменения.

5. Составление протокола об административном правонарушении осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

II. Порядок составления протокола об административном

правонарушении

1. О совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодексом, составляется протокол.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются основания, указанные в статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При совершении лицом одновременно нескольких административных правонарушений, по факту совершения правонарушений, рассмотрение которых относится к компетенции административной комиссии, составляются отдельные протоколы.

С момента составления протокола об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Протокол об административном правонарушении составляется при наличии надлежащего уведомления физического лица (его представителя), законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении.

Некоторые разъяснения по вопросу надлежащего уведомления законных представителей юридических лиц, перечень которых установлен ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, даны в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10.

Подтверждением надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении является его личная подпись на соответствующем уведомлении, а также выданная им доверенность на представление интересов юридического лица при участии представителя при составлении протокола об административном правонарушении по конкретному делу.

Надлежащим уведомлением физического лица о составлении протокола об административном правонарушении является его личная подпись в получении уведомления (в том числе, почтового), телефонограмма, оформленная надлежащим образом, отметка в журнале исходящих телефонограмм.

2. Требования к протоколам об административных правонарушениях содержатся в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

— для физического лица: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации, место работы;

— для юридического лица: полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адреса, ИНН,

 свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица (его представителя), или представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (при проведении административного расследования).

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда от 23.05.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

3. При описании события административного правонарушения обязательно указываются:

  • дата совершения административного правонарушения;
  • место совершения административного правонарушения;
  • лицо, совершившее административное правонарушение;
  • сущность административного правонарушения (подробное описание). Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

В протоколе также указываются время рассмотрения дела об административном правонарушении (в пределах 15 дней), которое указывается по согласованию с органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях) и место рассмотрения дела об административном правонарушении: наименование органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, адрес.

4. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу (его представителю) или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 25), о чем делается запись в протоколе.

Интересы физических и юридических лиц при возбуждении дела об административном правонарушении могут представлять доверенные лица (представители) на основании надлежащим образом оформленной доверенности, с учётом особенностей, указанных в пункте 1 настоящего раздела методических рекомендаций.

При отсутствии доверенности доверенное лицо не может быть привлечен в качестве представителя физического либо юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении.

5. Физическому лицу (его представителю) или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При отсутствии таковых в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая отметка.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом (его представителем) или представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 6 настоящих методических рекомендаций, в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении вручается физическому лицу (его представителю), представителю юридического лица под расписку.

 6. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Документы, подтверждающие факт направления протокола об административном правонарушении (реестры отправки, почтовые квитанции об отправке заказной почты, обратные уведомления), приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

Читайте так же:  Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет?

При направлении протокола об административном правонарушении факсом, об этом делается отметка в журнале исходящих факсограмм, а также в протоколе об административном правонарушении

Отметка в протоколе «отправлено почтой» без соответствующих подтверждающих документов не является фактом направления протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен.

7. В случае, если административное правонарушение выявлено не уполномоченным на составление административных протоколов должностным лицом органа местного самоуправления, в ходе исполнения своих должностных обязанностей, составляется акт о выявлении фактов административного правонарушения, который направляется должностному лицу органа местного самоуправления, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

III. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протоколов об административных правонарушениях установлены в статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования к содержанию протокола установлены статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В протоколе указываются:

  • 1) дата и место составления протокола;
  • 2) должность, фамилия инициалы лица, составившего протокол;
  • 3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (составлен протокол);
  • 4) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • 5) место, дата, время совершения и событие административного правонарушения;
  • 6) пункт или пункты нормативного правового акта, которые были нарушены при совершении административного;
  • 7) статья (пункт статьи) Закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • 8) объяснение физического лица (гражданина, должностного лица, индивидуального предпринимателя) (далее – физическое лицо) или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • 9) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.3, 25.4, 25.5. КоАП РФ (лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ), статьей 51 Конституции Российской Федерации (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников), о чем делается запись в протоколе.

Протокол по факту выявленного нарушения составляется только в присутствии физического лица, законного представителя юридического лица, совершившего правонарушение.

Протокол может быть составлен в отсутствие лица, совершившего правонарушение, если этому лицу было надлежащим образом (заказным письмом с уведомлением или иным способом, позволяющим контролировать получение приглашения на составление протокола) сообщено о месте и времени его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не сообщило о причинах неявки.

В приглашении на составление протокола необходимо указывать событие административного правонарушения, статью (пункт статьи) Кодекса Омской области, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение.

В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц одновременно.

При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель.

Законным представителем юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (пункты 1 и 2 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в качестве законного представителя юридического лица протокол вправе подписывать любое лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами юридического лица, а также на основании надлежащим образом оформленной доверенности.

В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, в производстве по делу могут участвовать защитники.

Согласно статье 25.5 КоАП РФ защитником является лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Защитник может быть допущен к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения по делу, постановление по делу и пользоваться иными процессуальными правами.

Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица.

Дата и место составления протокола

Число, месяц, год и время, наименование населенного пункта, где составлен протокол, указываются полностью, без сокращений.

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол

Необходимо точное указание должности лица, составившего протокол, в соответствии с документами, определяющими статус и должностные обязанности должностного лица.

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Фамилию, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываемые в протоколе, необходимо вписывать печатными буквами (разборчиво) в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Также в протоколе необходимо указать наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность, дату и место рождения лица, место жительства, место работы, должность и телефон. Особое внимание следует уделять точному заполнению фамилии, имени, отчества, места рождения (не допускается внесение в протокол только обозначений «Омская область», «Грузия» и пр.) и места жительства лица, в отношении которого составлен протокол, обязательно истребуя документы, удостоверяющие личность.

При составлении протокола на индивидуального предпринимателя, кроме общепринятых требований, необходимо указывать ИНН, номер, дату и место выдачи свидетельства.

При составлении протокола на юридическое лицо указывается его организационно-правовая форма, название, юридический адрес, адрес фактического местонахождения, адрес для почтовой корреспонденции, телефон, ИНН, полные банковские реквизиты, фамилия, имя, отчество руководителя.

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если таковые имеются, отражаются в протоколе в полном объеме.

Место, время совершения и событие административного правонарушения

В протоколе необходимо точное указание времени и места совершения правонарушения. При описании места совершения правонарушения следует осуществлять его привязку к окружающим стационарным объектам (номерам домов, названиям улиц, названиям остановочных пунктов и пр.).

Читайте так же:  Какие документы понадобятся при отправке ребенка в заграничный лагерь?

В протоколе излагается объективное, краткое и точное описание события допущенного правонарушения, при этом следует избегать формулировок общего характера («нарушил правила благоустройства», «без полученных разрешительных документов», «установлена рекламная конструкция», «имеется бытовой мусор»).

В протокол вносятся полное и точное название, дата и номер, пункты нарушенных правил, статья (пункт статьи) Закона, устанавливающая административную ответственность за совершенное правонарушение.
Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу. Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном. Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случае отказа правонарушителя от дачи объяснения в протоколе делается соответствующая запись.

Иные сведения, необходимые для разрешения дела

В целях обеспечения доказательств вины лица в совершении административных правонарушений к протоколу должны прилагаться акт осмотра территорий, зданий, сооружений, иных объектов, схемы, фотографии с места правонарушения, позволяющие идентифицировать территорию, здание, сооружение, иной объект и пр.

Также к протоколу об административном правонарушении следует прилагать надлежаще оформленную доверенность, выписки из приказа, должностной инструкции, копии учредительных документов.

Физическому лицу или законному представителю (защитнику) юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом. Данные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, представителем (защитником) юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку. В случае, если лицо отказывается от получения копии протокола, необходимо внести в протокол соответствующую запись, а также направить протокол лицу, совершившему правонарушение, заказным письмом с уведомлением (копия квитанции прилагается к протоколу).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует обратить внимание, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений, протокол составляется за каждое совершенное административное правонарушение.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

В зависимости от того, какой объем сведений, необходимый для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, статьей 28.5 КоАП РФ предусмотрены следующие сроки:

— если известны все сведения, необходимые для разрешения дела, протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения;

— если отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела (обстоятельства дела, отягчающие или смягчающие ответственность, либо обстоятельства, указываемые на малозначительность правонарушения), данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления правонарушения, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения.

В случаях составления протокола и других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов протокол возвращается должностному лицу, которое его составило.

В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от административной комиссии. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в административную комиссию в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, о чём лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении направляется уведомление.

Уведомление составляется в виде письма на бланке муниципального образования в двух экземплярах.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что установленные в статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

IV. Сроки направления дела об административном правонарушении в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных

правонарушениях

В соответствии с ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, дело об административном правонарушении должно поступить в орган, уполномоченный его рассматривать, в пределах сроков, установленных статьями 4.5 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом сроков для уведомления лиц, участвующих в деле.

Составление протокола об административном правонарушении (приложения 2, 3) требует точной и правильной квалификации правонарушения. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить существо административного правонарушения, а также конкретные требования пожарной безопасности, которые были нарушены или не выполнены.

Протокол составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого он оформляется.

Если административное правонарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое лицо в отдельности.[1]

В соответствии со ст. 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения или в срок не свыше 2 суток в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, если нет необходимости проведения административного расследования. В случае проведения административного расследования административный протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 Кодекса.

Протокол об административном правонарушении составляется с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также иным участникам производства (свидетели, потерпевшие – если имеются), разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и иные участники производства извещаются под роспись о месте и времени рассмотрения дела.

Читайте так же:  Почему может быть ограничен выезд за границу?

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иными участникам производства по делу.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, уполномоченным должностным лицом, в нем делается соответствующая запись. Также факт отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подтвержден свидетелем (если таковой имеется).

В порядке ч. 6 ст. 28.2 Кодекса копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Протокол регистрируется в Журнале учета дел об административных правонарушениях (приложение 31) и в порядке ч. 1 ст. 28.8 Кодекса в течение трех суток с момента его составления направляется в орган (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело.

При наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 Кодекса, до передачи дела на рассмотрение, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если при совершении малозначительного административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, то в соответствии со ст. 28.6 Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется и оформляется предупреждение. В этом случае оформление предупреждения производится с соблюдением требований ст. 29.10 Кодекса, предъявляемых к постановлению по делу об административном правонарушении.

Если при этом лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении и производство по делу ведется в общем порядке.

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 753;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Составление протокола об административном правонарушении (приложения 2, 3) требует точной и правильной квалификации правонарушения. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить существо административного правонарушения, а также конкретные требования пожарной безопасности, которые были нарушены или не выполнены.

Протокол составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого он оформляется.

Если административное правонарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое лицо в отдельности.[1]

В соответствии со ст. 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения или в срок не свыше 2 суток в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, если нет необходимости проведения административного расследования. В случае проведения административного расследования административный протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 Кодекса.

Протокол об административном правонарушении составляется с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также иным участникам производства (свидетели, потерпевшие – если имеются), разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и иные участники производства извещаются под роспись о месте и времени рассмотрения дела.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иными участникам производства по делу.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, уполномоченным должностным лицом, в нем делается соответствующая запись. Также факт отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подтвержден свидетелем (если таковой имеется).

В порядке ч. 6 ст. 28.2 Кодекса копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Протокол регистрируется в Журнале учета дел об административных правонарушениях (приложение 31) и в порядке ч. 1 ст. 28.8 Кодекса в течение трех суток с момента его составления направляется в орган (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело.

При наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 Кодекса, до передачи дела на рассмотрение, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если при совершении малозначительного административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, то в соответствии со ст. 28.6 Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется и оформляется предупреждение. В этом случае оформление предупреждения производится с соблюдением требований ст. 29.10 Кодекса, предъявляемых к постановлению по делу об административном правонарушении.

Если при этом лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении и производство по делу ведется в общем порядке.

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 754;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относит к числу поводов следующие обстоятельства:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Исключением являются административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, ст. 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство» и ст. 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве»;
  4. фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  5. подтверждение содержащихся в заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных предыдущим пунктом, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении («Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»);
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении («Административное расследование»);
  • вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Назначение административного наказания без составления протокола»).
Читайте так же:  Выморочное имущество, как ненаследуемая собственность

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (подтверждающих событие административного правонарушения), должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения согласно ст. 28.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») или ч. 2 ст. 12.30 данного Кодекса («Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»), составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

2. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

3. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых.

4. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

5. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:

  1. действия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том порядке, в каком они производились;
  2. состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
  3. тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
  4. другие существенные для данного дела обстоятельства.
6. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

7. При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

8. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

9. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

Составление протокола об административном правонарушении. Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает порядок составления протокола об административном правонарушении:

«1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении».

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» говорится в порядке разъяснения, что протокол может иметь существенные и несущественные недостатки.

«Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Читайте так же:  Исковое заявление о признании договора приватизации недействительным

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными» (п. 4, абз. 2 и 3 постановления).

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ):

«1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.

3. Помимо них протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации кии Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:

  • должностные лица органов внутренних дел — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.6, 5.10-5.14-5.16, 5.22, 5.35-5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49, 6.8-6.15, 6.16, 6.16.1, 6.20, 6.21, 7.14 КоАП РФ (о правонарушениях в сфере избирательных отношений);
  • должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, и контроля за их деятельностью;
  • должностные лица налоговых органов;
  • должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
  • должностные лица таможенных органов;
  • должностные лица органов экспортного контроля;
  • должностные лица пограничных органов;
  • должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
  • должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии;
  • должностные лица органов, уполномоченных в области авиации;
  • должностные лица органов, уполномоченных в области обороны;
  • должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов;
  • должностные лица подразделения воинской части, органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;
  • члены и уполномоченные избирательных комиссий;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • инспектора Счетной палаты Российской Федерации;
  • должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица органов ведомственной охраны.

Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором.

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58- 5.63, 6.19, 6.20, 7.24, ч. 2 ст. 7.31, ст. 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, ч. I и 2 ст. 14.25, ст. 14.35, ч. 1 ст. 15.10., ч. 4 ст. 15.27, ч. 3 ст. 19.4, ст. 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сроки составления протокола об административном правонарушении.

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Разумова, И.А. Ипотечное кредитование / И.А. Разумова. — М.: СПб: Питер, 2014. — 208 c.
  2. Финансы предприятий; Академия — Москва, 2008. — 528 c.
Составление и заключение протокола об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here