Содержание
Автомобильные шины в процессе эксплуатации непосредственно взаимодействуют с дорожным полотном. От условий их взаимодействия зависит управляемость автомобиля и безопасность дорожного движения в целом. Поэтому в настоящее время вопросы состояния и безопасной эксплуатации автомобильных шин достаточно подробно регламентированы действующей нормативной и технологической документацией. Основными документами в этой связи являются ГОСТР 51709-2001 и «Правила эксплуатации автомобильных шин», введенные в действие с 1 июля 1997 года.
Отечественный автомобильный парк имеет высокие темпы развития за счет обновления номенклатуры автомобилей отечественного производства и большого количества ввозимых импортных автомобилей. Одновременно развивается рынок автомобильных шин. При этом существуют трудности в правильности комплектования автомобилей шинами. Очевидно, что для правильного их подбора необходимо руководствоваться целым рядом параметров. Решить эту проблему можно в результате изучения существующей маркировки шин и камер, которая частично приведена ниже.
Маркировка шин и камер.На каждой покрышке и бескамерной шине, изготовленной по ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513, должна быть следующая маркировка:
-
обозначение шины — условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса. Размеры шин могут быть указаны в миллиметрах или дюймах. Для шин с радиальной конструкцией каркаса ставится буквенный индекс R, для шин с диагональной конструкцией буквенный индекс не ставится;
-
индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес — это условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допускаемую нагрузку на шину. Их значения приведены в таблице 1;
-
индекс категории скорости — условное обозначение максимально допускаемой скорости — приведен в таблице 2;
-
страна-изготовитель на английском языке;
-
товарный знак и (или) наименование фирмы-изготовителя;
-
обозначение стандарта;
-
порядковый номер шины;
-
дата изготовления шины, состоящая из трех цифр, из которых первые две указывают неделю, последняя — последнюю цифру года изготовления;
-
штамп технического контроля;
-
надписи «Radial» для радиальных шин, «Tubeless» — для бескамерных шин, «Steel» — для шин с металлокордом в брекере;
-
балансировочная метка — обозначающая самое легкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5… 10 мм над закраиной обода. При монтаже шины на обод колеса балансировочная метка должна совмещаться с вентилем;
-
индекс давления «PSI» — указание испытательного давления только для шин, предназначенных для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости с индексом «С» в обозначении, а также для шин грузовых автомобилей. Соотношение между индексами давления и величинами давления приведены в таблице 3.
На каждой камере должно быть нанесено:
-
обозначение изделия;
-
товарный знак или наименование фирмы-изготовителя;
-
обозначение стандарта;
-
дата изготовления;
-
штамп отдела технического контроля.
Таблица П1. Индексы несущей способности и соответствующие им значения нагрузок
Индекс несущей способности |
Максимально допускаемая нагрузка на шину, Н (кгс) |
Индекс несущей способности |
Максимально допускаемая нагрузка на шину, Н (кгс) |
2500 (250) |
14000 (1400) |
||
2570 (257) |
14500(1450) |
||
2650 (265) |
15000(1500) |
||
2720(272) |
15500(1550) |
||
2800(280) |
16000(1600) |
||
2900 (290) |
16500(1650) |
||
3000(300) |
17000(1700) |
||
3070 (307) |
17500(1750) |
||
3150(315) |
18000(1800) |
||
3250(325) |
18500(1850) |
||
3350(335) |
19000(1900) |
||
3450 (345) |
19500(1950) |
||
3550 (355) |
20000(2000) |
||
3650 (365) |
20600(2060) |
||
3750 (375) |
21200(2120) |
||
3870 (387) |
21800(2180) |
||
4000 (400) |
22400 (2240) |
||
4120(412) |
23000 (2300) |
||
4250 (425) |
23600 (2360) |
||
4370 (437) |
24300 (2430) |
||
4500 (450) |
25000 (2500) |
||
4620 (462) |
25750 (2575) |
||
4750 (475) |
26500 (2650) |
||
4870 (487) |
27250 (2725) |
||
5000 (500) |
28000 (2800) |
||
5150(515) |
29000 (2900) |
||
5300 (530) |
29000 (2900) |
||
5450 (545) |
30000 (3000) |
||
5600 (560) |
30750(3075) |
||
5800 (580) |
31500(3150) |
||
6000 (600) |
32500 (3250) |
||
6150(615) |
33500 (3350) |
||
6300 (630) |
34500 (3450) |
||
6500 (650) |
35500(3550) |
||
6700 (670) |
36500(3650) |
||
6900 (690) |
37500 (3750) |
||
7100(710) |
38750(3875) |
||
7300(730) |
40000 (4000) |
||
7500 (750) |
41250(4125) |
||
7750 (775) |
42500 (4250) |
||
8000(800) |
43750 (4375) |
||
8250 (825) |
45000(4500) |
||
8500(850) |
46250 (4625) |
||
8750(875) |
47500 (4750) |
||
9000 (900) |
48750 (4875) |
||
9250 (925) |
50000 (5000) |
||
9500 (950) |
51500(5150) |
||
9750 (975) |
53000 (5300) |
||
10000(1000) |
54500 (5450) |
||
10300(1030) |
56000 (5600) |
||
10600(1060) |
58000 (5800) |
||
10900(1090) |
60000 (6000) |
||
11200(1120) |
61500(6150) |
||
11500(1150) |
63000 (6300) |
||
12150(1215) |
65000 (6500) |
||
12500(1250) |
67000 (6700) |
||
12850(1285) |
69000 (6900) |
||
13200(1320) |
42500 (4250) |
||
13600(1360) |
43750 (4375) |
Таблица П2. Скорости, применяемые при эксплуатации шин, и соответствующие им индексы категории скорости
Индекс категории скорости |
Максимально допускаемая скорость, км/ч |
Индекс категории скорости |
Максимально допускаемая скорость, км/ч |
Индекс категории скорости |
Максимально допускаемая скорость, км/ч |
||
F |
М |
S |
|||||
G |
N |
Т |
|||||
J |
Р |
U |
|||||
К |
Q |
Н |
|||||
L |
R |
V |
Таблица П3. Соотношения между индексами давления и величинами давления
Индекс давления PSI |
Давление воздуха в шине, кПа |
Индекс давления PSI |
Давление воздуха в шине, кПа |
Примеры маркировки автомобильных шин:
1. Легковых автомобилей:
175/80R16 МИ-166 Steel Radial g84Tubeless ГОСТ 4754 508 041042 Made in Russia, где:
175/80R16 — обозначение (размер) шины, где 175 — номинальная ширина профиля шины в мм, 80 — серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине в процентах), R — буквенный индекс радиальной шины, 16-обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах;
МИ-166-торговая марка (модель шины), где МИ — условное обозначение разработчика шины, 166 — порядковый номер разработки;
Steel — металлокорд в брекере;
Radial — радиальная шина;
Q — индекс категории скорости. Указывает, что в соответствии с данными таблицы 3 эти шины можно эксплуатировать с максимально допускаемой скоростью 160 км/ч;
84 — индекс несущей способности нагрузки. Указывает, что максимально допускаемая нагрузка на шину в соответствии с данными таблице 1 составляет 5000 Н;
Tubeless — бескамерная шина;
ГОСТ 4754 — обозначение стандарта, по которому производится шина;
508 — дата изготовления (50-порядковый номер недели с начала года, 8 — последняя цифра года изготовления — 1998 г.);
041042 — порядковый номер шины;
Made in Russia — страна, где изготовлена шина (Россия).
Кроме того, на боковине шины имеется товарный знак предприятия-изготовителя.
2. Грузовых автомобилей постоянного давления:
11/70R22,5 И-305 156/153F115PSIГОСТ 5513 497 80376MadeinRussia, где:
11/70/R22,5-условное обозначение шины, где 11-обозначение номинальной ширины в дюймах, R-буквенный индекс радиальной ширины, 22,5 — обозначение номинального диаметра обода в дюймах; ранее выпускаемые шины имели двойное обозначение 11/70R22,5 (280/70R572), где параметры ширины 280 и 572 даны в мм;
И-305 — торговая марка (модель шины), где И-условное обозначение разработчика шины, 305 — порядковый номер разработки;
156/153-индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес. В соответствии с данными таблицы 1 эти шины могут эксплуатироваться в одинарном колесе при максимально допускаемой нагрузке, равной 40 000 Н, в сдвоенном колесе — 36 500 Н;
F — индекс категории скорости. В соответствии с данными таблице 2 максимально допускаемая скорость составляет 80 км/ч;
W5PSI- индекс давления. Указывает, что давление воздуха в шине в соответствии с данными таблице 3 должно быть 795 кПа;
ГОСТ 5513 -обозначение стандарта, по которому выпускается шина;
497 — дата изготовления (49 — порядковый номер недели с начала года, 7 — последняя цифра года изготовления — 1997 г.);
80376 — порядковый номер шины;
Made in Russia — страна, где изготовлена шина (Россия).
Классификация и маркировка колес и ободьев.Колеса для автомобилей классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин:
-
колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с полезной на грузкой до 1,5 т, имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления;
-
колеса дисковые и бездисковые для автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин, и колеса, имеющие неразборные ободья, предназначенные для бескамерных автомобильных шин;
-
колеса дисковые и бездисковые для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.
Колеса обозначают основными размерами ободьев — шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).
Примеры обозначения колес:
-
выпускаемых для легковых автомобилей –
127Jx330 или 5Jx13
114K x355 или 41/2Kх14
152Lх380 или 6Lх15
1145 х305 или 4,5Bх12
-
выпускаемых для грузовых автомобилей –
140-508 или 5,5-20
152-508 или 6,0-20
178-508 или 7,0-20
206-508 или 8,0-20
-
выпускаемых для бескамерных автомобильных шин —
8,25 х 22,5
9,00 х 22,5,
где первые цифры — 127; 114; 152; 140; 152; 178; 206 — обозначают номинальную ширину профиля обода в мм, а 5; 41/2; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25 и 9,00 — в дюймах;
вторые цифры — 330; 355; 380; 305; 508 — обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15; 20 и 22,5 в дюймах; буквы J, К, L, В — обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей.
Комплектация автомобилей шинамипо размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора для конкретного автомобиля или прицепа должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации автомобиля. Применение импортных шин на автомобилях отечественного производства и отечественных шин на импортных автомобилях возможно после проведения комплекса лабораторно-дорожных исследований, оформленных Протоколом разрешения применения покупного изделия.
Не допускается установка на одну ось автомобилей шин различных размеров, конструкций, моделей, с разными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора. При комплектации автомобилей шинами с рисунком протектора повышенной проходимости и направленным рисунком протектора необходимо обеспечить вращение колеса в соответствии с указанием стрелки, находящейся на боковине шины. Шины с шипами противоскольжения устанавливаются на все колеса автомобиля (автопоезда). Ошипованные шины необходимо обкатать со скоростью движения не более 70 км/ч для легковых автомобилей и 50 км/ч для грузовых автомобилей на протяжении 800… 1000 км пробега.
Автомобильные шины не должны иметьместные повреждения, которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора. Не допускается наличие инородных предметов между сдвоенными колесами. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормам для конкретной модели автомобиля. Не допускается замена золотников другими предметами. Количество и состояние болтов и гаек крепления колес должны соответствовать требованиям завода-изготовителя. Диски и ободья колес не должны иметь трещин. Автомобильные колеса в сборе после каждого монтажа и при каждом техническом обслуживании должны быть отбалансированы. Допустимые значения дисбаланса колес приведены в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля либо в инструкции по эксплуатации балансировочных стендов. Например, для автомобилей ВАЗ-2101, 2102, 21011, 2103 и 2106 допустимый дисбаланс колеса в сборе с шиной составляет 2600 г-мм, что соответствует массе грузика 15 г, устанавливаемого на закраину обода. Для этих же моделей не рекомендуется превышать массу грузиков в каждой плоскости балансирования более 80 г.
Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:
для легковых автомобилей — 1,6 мм;
для грузовых автомобилей — 1,0 мм;
для автобусов — 2 мм;
для прицепов и полуприцепов — те же значения, что и для тягачей.
Таблица П4.Предельные значения биения для автомобильных колес с неразборным ободом
Тип автотранспортного средства |
Условное обозначение номинального диаметра обода, дюйм |
Биение, мм |
|
радиальное |
осевое |
||
Легковые автомобили |
12, 13 14, 15, 16 |
0,7 1,2 |
|
Грузовые, грузопассажирские автомобили, автобусы и прицепы |
12,13,14,15, 16 |
Таблциа П5. Предельные значения биения для автомобильных колес с разборным ободом
Условное обозначение типоразмера обода колеса |
Биение, мм |
|
радиальное |
осевое |
|
От 5,0…15 до 6,5…20 « 7,0…15 « 7,0..20 « 7,5…15 « 8,5…20 « 9,0…20 « 10,0…24 |
2,5 2,5 3,0 5,0 |
2,0 2,5 2,5 2,0 |
В связи с многочисленными обращениями граждан о порядке использования зимней либо летней резины Отдел ГИБДД МО МВД России «Почепский» разьясняет что, в соответствии с требованиями п.5 вступившего с 01.01.2015 года «Техническиого регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011о безопасности колесных транспортных средств»:
1. Транспортные средства должны быть укомплектованы шинами согласно эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств.
2. Каждая установленная на транспортном средстве шина должна:
3. Сдвоенные колеса должны быть установлены таким образом, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин.
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:
6.2. Остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:
для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1,0 мм;
для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для транспортных средств категорий M2, M3 — 2,0 мм.
6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 1), а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм;
Рисунок 1. Маркировка, наносимая на зимнюю шину
6.4. Замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;
6.5. Наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местном отслоении протектора, боковины и герметизирующего слоя.
7. Не допускаются:
7.1. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;
7.2. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;
7.3. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;
7.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
Примечание:
Требования 7.4 не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.
Безопасность эксплуатации транспортных средств во многом зависит от состояния используемых шин и колес, поэтому многие автовладельцы задаются вопросом: каковы требования к шинам и колесам ТС и какому риску они подвергают себя и других участников дорожного движения нарушая требования регламента.
Действующие в РФ требования к шинам и колесам опубликованы в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств, утвержденном Решением Комиссии Таможенного Союза № 877 от 09 декабря 2011 г.
Какие требования предъявляются к шинам ТС
В Приложении № 8 к Техническому регламенту Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации существует раздел 5, который называется Требования к шинам и колесам. Все существенные требования к шинам и колесам, указанные в данном документе, перечислены ниже:
- Шина должна иметь на своей поверхности нанесенные надписи о номинальной размерности, категории скорости и несущей способности
- По категории скорости, нанесенной на маркировке шины, шина должна соответствовать или превышать максимальную конструктивную скорость автомобиля
- Фактическая максимальная масса транспортного средства с грузом, приходящаяся на каждую шину, не должна превышать максимально допустимую массу для данной шины
- Шина должна соответствовать размерности колеса и рекомендациям эксплуатационной документации транспортного средства
- Зимние шины с шипами должны устанавливаться строго на все колеса
- Использование зимних шин запрещено в летние месяцы (июнь, июль, август)
- В зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) использование автомобилей, не укомплектованных зимними шинами, запрещено. Срок, в который эксплуатация автомобилей обязательна с зимними шинами, может быть скорректирован в сторону увеличения региональными органами власти государств – членов Таможенного союза
- При эксплуатации автомобилей со сдвоенными колесами колеса должны быть установлены таким образом, чтобы их вентильные отверстия совпадали. Необходимость этого продиктована обеспечением возможности подкачки шин и проверки давления воздуха
Какие требования предъявляются к высоте рисунка протектора шины
Согласно п. 5.6.2 Приложения № 8 к Техническому регламенту регламентируется остаточная глубина рисунка протектора шины при отсутствии индикаторов износа.
Категории транспортных средств указаны в Приложении № 1 к Техническому регламенту.
При каких условиях и неисправностях шин и колес запрещена эксплуатация ТС
Условия и неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, в том числе шин и колес, перечислены в требованиях к шинам и колесам (п. 5.6 и 5.7 Приложения № 8 к Техническому регламенту) и в п. 5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г.:
- Если на шине появился хоты бы один индикатор износа
- Если индикаторы износа не предусмотрены, измеряется остаточная глубина рисунка протектора шины. Если она меньше или равна величинам, указанным в предыдущем пункте (в зависимости от категории ТС), шина считается непригодной
- Для шин, предназначенных для эксплуатации на заснеженных и обледеневших участках дороги и промаркированных знаком в виде трех горных вершин со снежинкой остаточная высота протектора меньше или равна 4 мм
- При замене золотников на иные нештатные приспособления (пробки, заглушки и т.п.)
- При повреждениях шины (сквозных и несквозных порезах, пробоях и т.п.)
- При отсутствии положенных по конструкции гаек и болтов на колесах ТС
- При трещинах и повреждениях на дисках колес, в том числе, если повреждения устранены сваркой
- Если размеры и форма отверстий для крепления на колесных дисках имеют видимые отличия
- Если на одну ось автомобиля установлены разные шины (с разными размерами, разными категориями скорости, разными индексами несущей способности, разной конструкции, в том числе бескамерные, камерные, радиальные, диагональные, зимние и незимние, с разным рисунком протектора, новые и восстановленные). Единственное исключение – допускается временная установка запасной шины
Случаи, при которых допускается использование восстановленных шин, указаны в п. 5.8 Приложения № 8 к Техническому регламенту.
Так, не допускается применение шин, восстановленных наложением нового протектора, на передней оси автомобиля. Во всех остальных случаях:
- Шины разрешается восстанавливать только один раз. Повторно восстановленные шины не допускаются и использованию
- На шинах старше семи лет восстановление протектора не допускается
- Восстановленные шины должны иметь маркировку Retread
- Маркировка восстановленных шин не должна показывать более высокую категорию шины по скорости и несущей способности
- Маркировка восстановленной шины должна иметь знак международного утверждения.
Кодекс административных правонарушений РФ (ч. 1 ст.
12.5) предусматривает наказание в виде штрафа размером 500 руб. за управление транспортным средством при наличии вышеперечисленных неисправностей.
Требования к шинам с 11 ноября 2018 года
Подробности Категория: ПДД Опубликовано 05.07.2018
11 ноября 2018 года в России вступает ряд поправок, которые касаются применения шин на автомобилях.
Требования к установке зимних шин
Согласно поправкам, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
Напомним, аналогичный пункт был в Регламенте и ранее. Однако, сейчас в нем появилось упоминание категорий M1 и N1 Технического регламента, т.е. теперь речь идет только о легковых и грузовых автомобилях массой до 3,5 т.
То есть, с 11 ноября 2018 года зимние шины становятся обязательными только для автомобилей категории B. Транспортные средства других категорий (мотоциклы, грузовики тяжелее 3,5 тонн, автобусы) могут использовать зимой летнюю резину и это не будет нарушением. Ранее требования по установке зимних шин распространялось на все без исключения транспортные средства.
Период использования зимних шин
Согласно действующей редакции документа, во всех странах Таможенного союза зимняя резина должна использоваться в декабре, январе и феврале.
Однако данный период может быть расширен по решению региональных органов государственного управления.
С 11 ноября 2018 года расширение периода использование зимних шин доступно властям любого уровня, т.к. упоминание региональности из данного пункта исключено. С этой даты период использования зимних шин может изменить как целое государство, так и любой из регионов этого государства.
Запрет на установку шин разных моделей
Согласно действующим правилам, запрещается установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
С 11 ноября 2018 года в этот список требований добавлена и модель шин. То есть, даже если все параметры шин совпадают, но на них указана разное наименование модели, то применять их на одной оси автомобиля будет запрещено.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источники:
- А.Д. Гусаков Денежное обращение и кредит СССР / А.Д. Гусаков. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 308 c.
Здравствуйте! Представляюсь на нашем ресурсе. Я Виктор Серов. В настоящее время я уже более 10 лет работаю юристом. В настоящее время являюсь специалистом в этом направлении, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.