Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

Сегодня мы предлагаем разобраться в теме: "Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?". Мы постарались собрать воедино всю имеющуюся информацию и предоставить в понятном для не специалистов виде. Любые вопросы можно задать нашему консультанту.

КАКОВЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО В РФ?

Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.
1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):
1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;
2) медицинскую помощь в рамках ОМС;
3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.
Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):
1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;
3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;
4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
5) не вправе находиться на муниципальной службе;
6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;
7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;
8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).

Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ

В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.
МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):
— документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
— вид на жительство;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
— квитанцию об уплате госпошлины.

2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:
1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);
2) место проживания;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Читайте так же:  Что такое банковский идентификационный код (БИК)?

Временно пребывающими в РФ является иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Срок временного пребывания на территории РФКаковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?? 191

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ):

– определяется сроком действия выданной ему визы;

– не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

– определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся продление действия визы или срока временного пребывания, выдача новой визы, или разрешения на временное проживание, или вида на жительство, либо принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, либо принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

1) иметь в собственности имущество;

2) наследовать имущество;

3) самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;

4) совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;

5) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

6) иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);

7) участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Примечание.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?? 142

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее – территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Читайте так же:  Что делать, если в отношении вас другой водитель проявляет агрессию?

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?? 133

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

1) в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, – до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории РФ, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, – до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, – до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Источник публикации: “Электронный журнал “Азбука права”

Ключевой особенностью выборов в органы местного самоуправления на территории РФ является возможность предоставления в определенных случаях как активного, так и пассивного избирательного права иностранным гражданам.

Проблема реализации данных прав уже неоднократно рассматривалась такими исследователями как А.В. Бадягина, О.Н. Ванеев, Л.В. Щур-Труханович, В.В. Вискулова.

Однако данная проблематика требует более комплексного анализа как российских, так и международных нормативно-правовых актов, а также изучения новых источников права, возникших в связи с созданием Таможенного союза.

Начнем с российских источников. Право иностранных граждан участвовать в формировании органов власти муниципального образования закреплено в нескольких федеральных законов, а также во многих законах субъектов РФ. Имеет смысл процитировать данные нормы.

1) Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:


Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2) Часть 2 статьи 12 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.3) Часть 10 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:


На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
4) Статья 3 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»


Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, имеют право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, быть избранными депутатами указанных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
5) Ряд региональных законов. Как пример возьмем пункт 10 статьи 5 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»:

Читайте так же:  Что нужно, чтобы оформить инвалидность ребенку?


На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Анализируя вышеуказанные нормы, можно сделать однозначный вывод о том, что, условиями наделения иностранных граждан избирательными правами на выборах в органы местного самоуправления являются:

1) законное нахождение в России;

2) постоянное проживание на территории муниципального образования;

3) наличие международного договора, подписанного и ратифицированного Российской Федерацией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо разобраться, какие же действующие международные акты предусматривают возможность иностранных граждан, постоянно проживающих на территории, участвовать в местных выборах.

Среди ученых и правоприменителей существуют противоречия о том, с какими странами РФ заключила договоры, содержащие искомый набор избирательных прав.

Например, О.Н. Ванеев указывает, что участвовать в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации могут граждане Республики Армения, Республики Киргизия, Туркменистана и Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Иные сведения поступают от избирательных комиссий субъектов РФ. В информационном сообщении, размещенном на сайте избирательной комиссии Тюменской области 03.04.2011 года указано:

Избирательная комиссия Тюменской области информирует о том, что в настоящее время на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований пассивным и активным избирательным правом обладают постоянно проживающие на территории Российской Федерации граждане Киргизской Республики, Туркменистана и Республики Беларусь.Приглашаем граждан Киргизской Республики, Туркменистана и Республики Беларусь, имеющих действительный вид на жительство и регистрацию по месту своего жительства, принять участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Тюменской области, назначенных на 13 марта 2011 года.

03.03.2011 года на сайте избирательной комиссии Амурской области был опубликован ответ на вопрос: «Имеют ли право иностранные граждане участвовать в выборах в органы местного самоуправления?»:

Согласно международным договорам, заключенным Российской Федерацией с иностранными государствами:
— правом голосовать на выборах главы муниципального образования, на выборах в представительные органы муниципальных образований, правом на участие в местном референдуме обладают постоянно проживающие на территории муниципального образования граждане Киргизской Республики, а также граждане Туркменистана и Республики Беларусь;
— быть избранными в представительные органы местного самоуправления и главой муниципального образования могут постоянно проживающие на территории муниципального образования граждане Туркменистана и Республики Беларусь, а граждане Киргизской Республики могут быть избранными только в представительные органы местного самоуправления.
В комментарии к Федеральному закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», размещенном на официальном сайте ЦИК РФ указано, что соответствующие международные договоры заключены с Казахстаном, Туркменистаном и Киргизией.

При этом ни одна из избирательных комиссий не ссылается на конкретные документы. Полагаю, что необходимо проанализировать детально имеющиеся международные договоры, затрагивающие избирательные права иностранных граждан на территории РФ.

В первую очередь обратимся к статья 4 Договора между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (ратифицирован 19 марта 1997 года, вступил в силу для Российской Федерации 6 января 2001 года):

Гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания за изъятиями, установленными настоящим Договором.
Гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, не пользуется следующими правами:
— избирать и быть избранными на высшие государственные должности и в представительные органы власти Стороны проживания;
Статья 5 Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (ратифицирован 25 ноября 1996 года, вступил в силу для Российской Федерации 10 июня 1997 года) идентична процитированной статье договора с Киргизией.

Полагаю, что возможна различная трактовка вышеобозначенных статей, исходя из их некорректного изложения:

1) Постоянно проживающие на территории РФ граждане Киргизии и Туркменистана не вправе избирать и быть избранными во все представительные органы власти РФ, как государственные, так и местные.

2) Постоянно проживающие на территории РФ граждане Киргизии и Туркменистана не вправе избирать и быть избранными во все представительные органы государственной власти РФ, а в отношении местных выборов пользуются теми же правами, что и граждане РФ.

Статья 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (подписан в г. Москве 29.08.1997 г.) исключает возможности двойного толкования:

Постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором.
Постоянный житель не пользуется следующими правами:
— избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления Стороны проживания.
Соответственно, постоянно проживающие на территории РФ граждане Армении не вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления РФ.

Неясным остается статус граждан Белоруссии и Казахстана. Существует ряд положений международных актов утративших силу:

1) Статья 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (ратифицирован 13 июня 1996 года, вступил в силу для Российской Федерации 26 июля 1997 года), содержавшая положения, аналогичные процитированным договорам с Киргизией и Туркменистаном.

Читайте так же:  Что такое код ОКАТО?

2) Статья 18 Устава Союза Беларуси и России (подписан Москве 23 мая 1997 года, ратифицирован 10 июня 1997 года):

Гражданин Союза, постоянно проживающий в другом государстве — участнике Союза, имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории этого государства.Вышеназванный договор с Республикой Казахстан утратил силу в связи с истечением срока его действия. Стороны не подтвердили своего намерения о пролонгации данного договора. Поэтому, полагаю, что на сегодняшний момент избирательные прав у граждан Казахстана, постоянно проживающих на территории РФ, отсутствуют.

С Республикой Беларусь ситуация иная. Устав Союза Беларуси и России утратил силу одновременно с Договором о Союзе Беларуси и России от 02.04.1997 года в связи с вступлением в силу Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 года о создании Союзного государства.

Пункт 5 статьи 14 Договора о создании Союзного государства гласит:

Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства — участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств — участников, договорами между ними.Полагаю, что данный пункт в совокупности с перечисленными в статье положениями российского законодательства, может рассматриваться как основание для предоставления гражданам Беларуси, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления наравне с гражданами Российской Федерации.

Таким образом, в настоящий момент, нет ни одного международного договора, в котором бы четко и однозначно было бы обозначено право иностранных гражданам, постоянно проживающих на территории РФ, участвовать в выборах в органы местного самоуправления, как это было, например, в утратившем силе Уставе Союза Беларуси и России.

Однако, расширительно толкуя вышеназванные международные договоры, сопоставляя их с положениями действующего законодательства РФ и беря во внимание позицию наиболее заинтересованного правоприменителя – избирательных комиссий, можно сделать вывод о том, что правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления пользуются постоянно проживающие на территории РФ граждане Киргизии, Туркменистана и Белоруссии, при этом граждане Киргизии и Туркменистана пользуются соответствующими правами только на выборах в представительные органы местного самоуправления.

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ):

— определяется сроком действия выданной ему визы;

— не может превышать 90 суток для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

— определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся продление действия визы или срока временного пребывания, выдача новой визы, или разрешения на временное проживание, или вида на жительство, либо принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, либо принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).
В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе:

— иметь в собственности имущество (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ);

— наследовать имущество (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ);

Читайте так же:  Заявление об отпуске без сохранения заработной платы

— самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ);

— совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ);

— иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ);

— иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны) (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ);

— участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения (ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Примечание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить органы ФМС о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания нужно подать в территориальный орган ФМС России в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания (п. 20 Правил).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (пп. 7 п. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган ФМС России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

— в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

— осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

— уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

— не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;

— привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Материал подготовлен при содействии

Группы компаний «Аналитический Центр»

Видео (кликните для воспроизведения).

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here